Новости

 rss

 

 

Онлайн-звонок

 

 

 

 

 

 

 

 
01.11.2003

Журнал «Торговое оборудование в России» опубликовал статью Компании «Русский Проект»: «Первый магазин Metro на Украине»

19 августа этого года в Киеве открылся первый на Украине оптовый центр Metro Cash&Carry. Одним из основных подрядчиков для этого предприятия стала компания «Новый Проект», входящая в группу компаний «Русский проект». Сейчас идут переговоры об участии «Нового проекта» в оснащении еще как минимум двух подобных центров – в 2004 году Metro планирует открыть по одному филиалу в Днепропетровске, Харькове и Одессе и еще один центр в Киеве.

В последние два-три года украинский рынок розницы переживает бум инвестиций, обусловленный общим экономическим подъемом в республике (см. справку). По данным консалтинговой компании Colliers International, проводившей мониторинг украинского ритейла в 2002 году, только за прошлый год доходы каждого жителя страны выросли в среднем на 20%, а уровень потребления увеличился на 7%. Вновь открывающиеся торговые предприятия все в большей степени ориентируются на средний класс как на свою основную целевую аудиторию. По оценкам социологов, к среднему классу сегодня можно причислить уже около четверти населения украинской столицы, в которой официально проживает 2,6 миллиона человек и находится еще до 1 миллиона незарегистрированных приезжих.

Потенциал роста потребительского рынка Украины привлекает как местных, так и иностранных инвесторов. Для последних отдельным преимуществом служит тот факт, что уровень конкуренции в украинской рознице значительно ниже не только, чем в странах Западной, но и Восточной Европы. Одними из наиболее известных розничных операторов, работающих на украинском рынке нон-фуд, сегодня являются компании «Эльдорадо», «Домотехника», «Брокар». Развиваются местные сети супермаркетов, такие как «Сiльпо» (10 магазинов), «Фуршет» (8 точек), «Мегамаркет» (3 предприятия). «Евромарт» (2 магазина в Киеве). Как отмечают эксперты Colliers International, в 2002 году на украинский рынок вошел целый ряд известных иностранных брендов: Tommy Hilfiger, Esprit, Hirsch, Eugen Klein и Timberland открыли свои первые магазины в Киеве. Также в прошлом году в украинской столице появился первый супермаркет, работающий по франшизе голландской сети Spar, а общее количество филиалов австрийской розничной компании Billa достигло 8-ми (3 из них находятся в Киеве).

Как и в Москве, в «матери городов русских» уже не хватает торговых площадей на центральных улицах. «Бутиковой аллеей» стал не только знаменитый Крещатик, но и улицы Червоноармейская, Богдана Хмельницкого и Сагайдачного. Как результат недостатка площадей, стоимость аренды 1 кв. метра коммерческой недвижимости в центре города доходит до 1800 долларов в год.

Альтернативой размещению бутиков на центральных улицах является их интеграция в торговые центры. Неудивительно, что, как отмечают специалисты, сейчас в Киеве наступило время «второй волны» открытия ТЦ (первая «волна» пришлась на конец 90-х, когда в торговые центры переоборудовались советские универмаги и универсамы). На конец прошлого года в украинской столице насчитывалось около 70 тыс кв метров торговых площадей, размещающихся в различных ТЦ.
К расположенным в центре города ЦУМу на Крещатике (8000 кв метров, сдающихся в аренду), «Метрограду» на Червоноармейской (17000 кв метров) и др. в мае 2002 года прибавился аналог московского Манежа – первый украинский молл «Глобус». Первая очередь центра включает два подземных уровня под площадью Независимости, вмещающих 8500 кв метров магазинов галерейных арендаторов. В 2002-2003 годах также реализуются проекты капитальной переделки универмага «Украина» (арендные площади – 30000 кв метров) и реконструкции Бессарабского квартала в центре Киева, предусматривающей возведение Мандарин-Плазы – семиэтажного торгово-офисного комплекса с 4-мя подземными уровнями. Причем ритейлеры открывают новые объекты не только в центре города, но и в районах, считающихся скорее спальными. Например, в Оболоньском районе реализуется проект ТЦ «Караван» с первым на Украине «настоящим» гипермаркетом площадью 8000 кв метров, парковкой на 1350 машин, а также кинотеатром, катком и боулингом.

Арендные ставки в новых торговых центрах колеблются в рамках от 30 до 200 долларов в месяц за 1 кв метр, что сопоставимо с расценками в центре таких российских городов, как Москва, Санкт-Петербург или Екатеринбург. В то же время месячная аренда 1 кв метра для супермаркетов, расположенных в бывших советских универмагах либо реконструированных заводских корпусах в спальных районах, составляет 3-15 долларов.

Имея в виду эту разницу в стоимости недвижимости, немецкая компания Metro открыла свой первый на Украине центр оптовой торговли Cash&Carry на окраине Киева, на Кольцевой дороге, очерчивающей границу города с юго-востока. Земельный участок площадью 6,7 га, на котором был возведен типичный «ангар» Cash&Cary, обошелся немцам в 3,4 млн долларов. По данным украинского отделения Metro, общая сумма инвестиций в торговый центр в жилом районе Теремки составила 15 миллионов евро, строительство длилось 5,5 месяцев. Общая торговая площадь гипермаркета – 15700 кв. м, число сотрудников – 420 человека, при предприятии имеется 720 парковочных мест, из них 120 – крытые.

Украина стала 27-ой по счету страной, в которой открылось отделение концерна Metro. До конца этого года планируется начать строительство еще одного комплекса в Киеве, а также открыть в 2004 году по одному центру в других украинских городах-«миллионниках»: Днепропетровске, Харькове и Одессе. Таким образом, в расчете на одного жителя Украина может обогнать Россию по уровню обеспеченности предприятиями Cash&Cary (напомним, сейчас в России действуют 4 центра Metro Cash&Cary в Москве, 2 – в Санкт-Петербурге, до конца этого года планируются к открытию первые комплексы в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону).
В ассортименте киевского магазина представлено более 20000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров (в процентном соотношении они представлены примерно поровну). Из них более 90% поставляется украинскими производителями и импортерами, что является довольно высоким показателем, так как обычно при вхождении на новый рынок доля товаров местных производителей в ассортименте центров Metro не превышает 70%. По словам представителей самой компании, в каждой стране ассортимент формируется согласно товарному предложению на рынке и покупательскому спросу. В зависимости от страны, номенклатура предприятий Cash&Carry может достигать 17000 продуктовых позиций 37000 артикулов нон-фуд.

Любопытно, что на Украине немецкая компания столкнулась с такой же местной спецификой, что и в России.

1. Оказалось, что не так просто приобрести земельный участок под строительство, даже на окраине города. Эта проблема может притормозить дальнейшее развитие компании, как случилось с филиалом Metro в Нижнем Новгороде. Однако в концерне надеются, что сложности с недвижимостью не помешают реализации описанных выше проектов, намеченных на 2004 год.

2. Другим фактором, к которому немцы уже были подготовлены опытом работы в России, стал непривычно большой наплыв посетителей в первые дни работы центра. Сейчас, по словам представителей компании, киевский центр ежедневно обслуживает от 3000 до 6000 покупателей, что соответствует ожиданиям менеджеров фирмы. Очереди, связанные с ажиотажем вокруг нового магазина, постепенно уменьшились, так как предприятие оснащено сразу 42 кассовыми узлами. Кстати, первым, что бросилось в глаза в московском гипермаркете Auchan делегации немецких ритейлеров, была линия из 69 касс. Число кассовых боксов в одном гипермаркете от 40 до 70 – характерная черта западных торговых центров, открывающихся в странах с неудовлетворенным спросом на качественные ритейловые услуги.

3. Как и в России и странах Восточной Европы, на Украине Metro пришлось испытать массовое неприятие со стороны местных розничных операторов. Они даже пытаются оказать влияние на производителей, сотрудничающих с немецкой розничной сетью. Правда, как говорят в PR-службе украинского отделения концерна, в Киеве был учтен московский опыт распространения карт клиента, когда их получали не только предприниматели, владеющие магазинами, кафе и т.д., но и служащие крупных столичных компаний, то есть розничные покупатели. По информации представителей Metro, в украинской столице «пропуска» выдавались исключительно на основе предъявленных документов о регистрации юридического лица или частного предпринимателя и свидетельства об уплате налогов.

Генеральным подрядчиком при строительстве киевского центра выступила компания «Киевгорстрой», всего в строительстве принимали участие 34 компании.

-Координацию всей работы осуществлял строительный отдел Metro. Такие вопросы, как общая планировка предприятия, организация торгового пространства и т.д., решались силами самой компании, так как для сети важно соответствие всех филиалов общепринятым стандартам концерна.

Одним из основных партнеров Metro в сфере оснащения нового предприятия стала компания «Новый Проект», входящая в группу компаний «Русский проект». «Прежде всего, необходимо понимать, что Metro в любой стране не работает с локальными поставщиками оборудования, - говорят в «Новом проекте». - Каждый год немцы проводят тендер среди производителей на покупку пула оборудования на запланированные в текущем году строительства магазинов. Причем оборудование покупается сразу на год в расчете на все предполагающиеся к открытию предприятия. В тендере участвуют только непосредственные производители торгового оборудования.

«Новый Проект» же является украинским партнером 4-ех производителей, из числа тех, кто выиграл тендер на поставку оборудования для Metro в 2003 году, а именно:

  • Linde (Германия) – холодильное и морозильное оборудование («Новый Проект» является эксклюзивным поставщиком оборудования Linde на Украине»);
  • Cefla (Италия) – кассовые места;
  • Isocab (Бельгия) – холодильные и морозильные камеры и двери;
  • Wanzl (Германия) – в данном случае «Новый Проект» монтировал системы ограждения холодильного и морозильного оборудования».

Компания «Новый Проект», основанная в 1995 году, на сегодня является одним из лидеров украинского рынка торгового оборудования и технологий. Специалисты «Нового проекта» предоставляют полный спектр услуг, от разработки концепции торгового предприятия до воплощения идеи в жизнь, по таким направлениям, как торговля продовольственными и непродовольственными товарами, а также в сфере оснащения технологическим оборудованием предприятий общественного питания. Однако самое активно развивающееся направление в компании – супермаркетостроение.

«Компания Metro – очень серьезный клиент, им дорожим не только мы, но и западные производители торгового оборудования, - рассказывает Игорь Малашенко, директор по развитию компании «Новый Проект». – Поэтому данному проекту было уделено особое внимание. В частности, всю техническую документацию на систему холодоснабжения центра разработали специалисты из центрального офиса фирмы Linde в Германии. Монтаж трубопроводов, пуско-наладочные работы и дальнейшее сервисное обслуживание производятся силами нашей компании, однако на монтаже присутствовал немецкий инженер из Linde. Обычно мы справляемся своими силами, так как наши специалисты прошли необходимое техническое обучение, кроме того, к нам приезжают делиться своим опытом представители Linde. В частности, мы уже оснастили такие известные на Украине магазины, как супермаркет «Россия» в Луганске и супермаркет «Большой кошелек». Но, повторюсь, случай Metro – своего рода исключение».

Кроме того, киевское предприятие Metro было оснащено кассовым оборудованием Wincor Nixdorf. Как и вся сеть, украинский филиал пользуется собственной информационной системой управления товаром. Помимо торговых и обычных вспомогательных площадей, предприятие включает производственные цеха: мясной, куриный, рыбный и овощной.

Справка ТО

Основу хозяйства Украины составляют черная металлургия, машиностроение и сельское хозяйство. Начиная с 2000 года, в республике отмечается рост реальных доходов населения, составляющего ныне 48,5 млн человек. Предполагается, что он продлится в ближайшие пять лет. Этот рост связан в первую очередь с увеличением мировых цен на сталь, крупным экспортером которой является Украина, а также с ростом заказов и инвестиций со стороны российских предприятий. Достаточно сказать, что этим летом МТС выкупила 100% акций крупнейшего на Украине оператора сотовой связи в стандарте GSM – «Украинская мобильная связь», а местный изготовитель вагонов «Азовмаш» почти удвоил годовой объем производства за счет заказов от российского МПС и российских же нефтяников и транспортников.

Предполагается, что с 1 января 2004 года подоходный налог на частных лиц на Украине снизится с 40% до 13%, а налог на прибыль компаний – с 30% до 25%. В связи с первым фактом ожидается существенное увеличение покупательной способности населения. Второе обстоятельство также важно для немецких компаний, «привыкших» исправно выплачивать все налоги.


                                  
 

Возврат к списку


Материалы по теме: