Новости

 rss

 

 

Онлайн-звонок

 

 

 

 

 

 

 

 
29.12.2008

В предновогоднем номере журнала «Ресторанные Ведомости» опубликовано «антикризисное» интервью Президента Компании «Русский Проект»®

В предновогоднем номере журнала «Ресторанные Ведомости» опубликовано «антикризисное» интервью Президента Компании «Русский Проект»®

 «Ресторанные Ведомости»: В какой степени Вас коснулся финансовый кризис?

 «Русский Проект»®, Холод А.В.: Могу сказать, что кризис для нас не стал совсем неожиданным событием. В начале 2008 года в ходе стратегического планирования мы готовились к подобному развитию ситуации и постарались заранее принять превентивные меры к «пессимистичному прогнозу». Тем не менее, полагаю, ни мы, никто другой в текущей ситуации до сих пор не может строить какие-либо прогнозы с высокой вероятностью их исполнения. В данный момент, мы можем полностью успешно существовать и продолжать региональный рост на собственном финансировании. За 2008 год была заключена серия долгосрочных госконтрактов, а государство, как Вы понимаете, в условиях текущего кризиса остается наиболее ликвидным плательщиком. Как Вы можете видеть, большинство наших поставщиков - европейские, а Европа, по нашим данным, относительно быстро выйдет из кризиса (там нет проблемы «плохих кредитов», а объемы господдержки на банковскую систему значительно выше даже, чем в США); при этом на каждого нашего поставщика приходится не менее трех альтернативных, чью продукцию мы сможем предложить рынку. К началу 2008 года при реформировании структуры «Русского Проекта» из его состава уже были выведены три малоэффективных, на наш взгляд, подразделения. Оставаясь откровенными, можно упомянуть, что мы снизили затраты на поддержание бэк-офиса (но при этом успешно участвовали в ПИРе, провели Ежегодный Дилерский Семинар для крупнейших ресейлеров отрасли, планируем его проведение в следующем году). Так же, остаются несколько согласованных задержек платежей по просьбам некоторых наших конечных заказчиков (мы пошли на это ввиду долгих партнерских отношений с этими клиентами).

 «Ресторанные Ведомости»: Как вы оцениваете общую ситуацию, сложившуюся на ресторанном рынке? 

 «Русский Проект»®, Холод А.В.: Чтобы оценивать ситуацию, в которой ресторанный рынок находится сейчас, необходимо вспомнить с чего начинался этот год. Все мы помним в конце 2007 года мелькавшие в персе и на конференциях прогнозы темпа роста хореки на 20% (6% в Москве; 14% в регионах). Необоснованно росли зарплаты, благосостояние населения росло, что неизбежно вело к увеличению стоимости среднего чека, как в Москве, так и в регионах. Региональная экспансия федеральных сетей фастфуда находилась в самом разгаре, а вслед за ней (иногда даже ранее) расширялась и экспансия обслуживающих отрасль компаний (при том, оба взаимосвязанных рынка 60-80% финансировались из заемных средств). Но что же происходит сейчас? Во-первых, различные сети, которые в последние годы вели быструю экспансию за счет кредитов, числятся сейчас во время раскручивающегося кризиса в одной «группе риска» с банкирами и девелоперами, закрываются проекты и сокращаются расходы. Во-вторых, возникают перебои с платежами на рынках обслуживающих отрасль (ситуацией, при которой сетевой клиент на запрос погасить долги отвечает «Хорошо, мы заплатим, но в треть меньше и на три месяца позже», - больше никого не удивишь). Отсрочки, по платежам покрывали за счет краткосрочных кредитов, а банки теперь их выдает гораздо менее охотно, чем еще пару месяцев назад (отзываются даже одобренные кредиты). Однако в условиях кризиса наименее страдают более мобильные мелкие компании ресторанного рынка и рынка его обслуживающего (в отрасли оснащения хореки, по мимо, нас нам известна только одна компания из пятерки лидеров рынка, которая если и не смогла, как мы «оседлать волну» кризиса, то, как минимум, серьезно не пострадать). Интересна и ситуация на потребительском ресторанном рынке: стоимость среднего чека упала на 10%, но объем потребления при этом практически не снизился (клиенты ресторанов и фастфудов пока просто предпочли перейти на более дешевую продукцию). Кризис только добрался до реального сектора экономики и потребительский рынок замер в ожидании перемен. К сожалению, строить прогнозы сейчас, когда рынок еще не достиг своего «дна», мне не представляется возможным. Однако, полагаю, 2009 год станет определяющим. Рынок общественного питания в России остается одним из наименее пострадавших от кризиса. В том числе из-за российского менталитета потребителей (для европейца является абсолютно нормальным экономить на еде ради новой машины или дома, а россиянину, попробовавшему хорошей жизни, психологически тяжело изменить приобретенным социально-гастрономическим привычкам). В сфере обслуживания рынка хореки ситуация не столь оптимистичная: вместо роста рынка в 2009-2010м году ожидается его передел и, как следствие, – ужесточится конкуренция.

 «Ресторанные Ведомости»: Предпринимаете ли вы какие-либо меры по преодолению кризиса?

 «Русский Проект»®, Холод А.В.: В кризисе существует два варианта поведения: затаиться и экономить либо проявить активность, чтобы выиграть стратегическую инициативу. Как видно из ответа на Ваш первый вопрос, мы заранее приняли превентивные меры и подготовились к кризису, тем самым защитив от его «волны» как себя, так и своих клиентов. Что же касается активности на рынке: кризис – самое удобное время для приобретения активов, а так же прераспределения сложившейся структуры рынка в пользу стабильных и ликвидных компаний, «оседлавших волну кризиса». Клиенты и сотрудники полупустых офисов конкурентов, в любом случае, со временем распределятся по более стабильным компаниям. Стабильность и ликвидность значат сейчас гораздо больше рентабельности.

Холод А.В., президент Компании “Русский Проект"®.


 

Возврат к списку