Новости

 rss

 

 

Онлайн-звонок

 

 

 

 

 

 

 

 
01.09.2009

Как начать успешный бизнес в общепите во время кризиса: опыт 1998 г. сети мини-пекарен «Ням-ням»

Как начать успешный бизнес в общепите во время кризиса: опыт 1998 г. сети мини-пекарен «Ням-ням»
В предлагаемой Вашему вниманию статью журнала «Генеральный Директор», в которой представлен опыт российской компании, руководителя которой удалось сделать рывок во время кризиса 1998 года.

Учредитель компании, о которой пойдет речь в статье, - сети пирожковых «Ням-ням» - отказался от торговли недвижимостью и занялся новым для себя бизнесом в сфере общественного питания. По его расчетам, в сложные для страны времена должен был стать востребованным недорогой способ уличного питания. Чутье его не подвело, и открытая пирожковая дала начало широкой мини-пекарне.

Справка

«Валентайн 2000»

Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий и торговля ими

Форма организации: ООО, управляющая компания (производство, сеть мини-пекарен «Ням-ням»)

Местоположение: Москва

Численность персонала: 200 (включая персонал управляющей компании, производственных подразделений и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сбытом)

Стаж управляющего в должности: с 1998 года (с момента основания компании)

Участие управляющего в бизнесе: совладелец

В 1998 году я управлял компанией, работающей в сфере недвижимости (это был семейный бизнес). От кризиса рынок недвижимости тогда сильно пострадал, и мы, видя начавшийся застой, решили перейти на другие рынки. Идею создания сети мини-пекарен, которые продавали бы вкусные и недорогие слойки и пирожки, подсмотрели в Германии – на автозаправках они пользовались большим спросом. В Москве на тот момент такая торговля практически не была представлена, в одной из немногочисленных точек (в подземном переходе около метро «Комсомольская») я всегда наблюдал огромную очередь человек по 50–60. Это было удивительно, потому что в то время очереди уже закончились. Мы решили, что продукт будет востребован в России, и начали создавать пирожковый бизнес.

Технология производства слоеных пирожков такова: изделия с разными начинками производятся на фабрике, потом замораживаются и доставляются в точки сбыта. Мы выбрали в качестве поставщика московский комбинат «Алго» (тогда выбор производителей полуфабрикатов был весьма ограниченным) и приступили к работе, имея на руках первоначальный капитал в 1000 долл. США. В феврале 1999 года открыли первый киоск у станции метро «Новые Черемушки». Через две-три недели увидели, что идут стабильные хорошие продажи, и, используя полученную прибыль, не вкладывая собственных средств, арендовали еще несколько точек в разных районах города и открыли киоски. К концу года таких точек было уже десять. Киоски мы размещали в тех местах, где бывает много прохожих, – в подземных переходах и торговых рядах около метрополитена. Мы поняли, что занялись выгодным делом и продукция пользуется большим спросом – во время тогдашнего кризиса люди, как и сейчас, перестали посещать дорогие заведения и частично перешли на стрит-фуд, что и породило столь высокий спрос. К тому же наши пирожки были новинкой. В то время уже был придуман бренд «Ням-ням», под которым мы стали открывать киоски.

Когда увидели, что выходим на достаточно большой объем (примерно через год работы количество палаток стало приближаться к двадцати), решили создать собственное производство. Бизнес развивался быстро, продажи были высокие, поставок оказалось недостаточно, к тому же качество полуфабрикатов иногда оставляло желать лучшего, а при собственном производстве мы сами могли контролировать качество продукта. Но для открытия производства нужны были существенные вложения, которых у нас на тот момент не было. Мы выделили средства для первоначального взноса, а остальную сумму взяли в кредит. Для управления производством создали компанию «Валентайн 2000».

Сначала производство работало только на нашу сеть, но постепенно мы расширялись и стали предлагать свою продукцию (и параллельно – торговую марку) другим клиентам. С 2000 года на киосках появилась реклама компании, и многие наши партнеры завязали с нами отношения именно благодаря этой рекламе. Активное привлечение внешних клиентов началось с конца 2001 года. Мы проводили полевые исследования: смотрели, в каких районах большее количество людей, что-то открывали, закрывали. В итоге выработали определенный формат, выложили его описание в Интернете, разместили рекламу в журналах, предлагая людям, у которых есть первоначальный капитал (примерно 3 тыс. долл. США в рублевом эквиваленте), начать свой бизнес. Мы как производственная фирма, имеющая свое видение бизнеса и опыт работы непосредственно с конечным потребителем, поддерживали партнеров. Наняли нескольких представителей, которые помогали нашим клиентам не только открыть точку и запустить ее, но и контролировать ассортимент и качество. Затраты на такую помощь мы брали на себя, что было приятно клиентам, которые привыкли получать от производителей только продукцию, а не пользоваться их услугами. Франчайзинг предполагает отчисления: фирма-франчайзи платит компании, которая предоставляет франшизу. Мы же решили распространять свою торговую марку, чтобы она стала узнаваемой, но на бесплатной основе. Предоставляли рекламные материалы, зарегистрированную торговую марку (хотя даже не настаивали, чтобы партнеры открывали киоски под брендом «Ням-ням»), качественную продукцию. Таким образом мы смогли привлекать все новых и новых клиентов.

Когда страна оправилась от кризиса, конкуренция на рынке стала возрастать. Наша стратегия поменялась – с активного открытия точек на развитие уже имеющихся. За два-три года организовалось уже четыре-пять достаточно крупных структур, которые поделили рынок между собой. Но у нас были конкурентные преимущества – во-первых, стартап у нас был более мощным, чем у других компаний, во-вторых, в этом формате ни один из производителей не использовал и не продвигал торговую марку.

Основной рецепт успеха нового проекта, особенно в кризис, – анализ потребностей. Нужно суметь увидеть то, что кому-то нужно, но этого еще мало или нет на рынке. Возможности обнаружить такой продукт есть всегда. Всегда можно найти разрозненные компоненты и соединить их таким образом, чтобы получились товар или услуга, привлекательные для потребителя. Не существует до конца насыщенных рынков, на любом можно придумать ноу-хау. Сколько бы ни говорили, что в каком-то секторе рынка возможности исчерпаны, все равно приходят новички и всем доказывают, что есть что-то новое.

Более подробная информация здесь.

Источник: журнал «Генеральный Директор»

 

Возврат к списку